Рубрика: Симфония

Путь, предложенный Б. Бартоком

Путь, предложенный Б. Бартоком, а также ряд его приемов и средств в достижении цельности концепции находит продолжение и творческое развитие в целом ряде произведений второй половины XX века, которые многие авторы упоминают в своих...

Третья часть — переломная

Третья часть — переломная в цикле с точки зрения развития настроения и мироощущения. Сопоставление трансформированных вариантов темы фуги с ее обликом, рассредоточенным на гранях формы, заставляет нас сравнить мир прежнего настроения с его обновлением,...

Слушая повторение ее, мы уточняем

Слушая повторение ее, мы уточняем строение экспозиции, еще раз осмысливаем облик и роль тем, смену настроений. Возникает много вопросов. Последовательность тем в экспозиции мы фиксируем следующим образом — ABCDRDJE. Но почему повторяется тема вступления...

Финал написан в сонатной форме

Финал написан в сонатной форме. Главная тема — героический, утверждающий марш — занимает значительное место в экспозиции. Она не ограничивается изложением и получает значительное развитие, оставаясь вместе с тем незавершенной. Мелодия побочной темы появляется...

Контрастом к нарядному танцу

Контрастом к нарядному танцу выступает скромное звучание чуть наивного и простодушного вальса (D), мелодия которого исполняется скрипкой соло, а затем флейтой на фоне прозрачного аккомпанемента пиццикато струнных и арфы. Развитие данной темы основано на...

Разработка и реприза

Разработка и реприза свидетельствуют, что единство контрастных настроений и мироощущений не только возможно, но и необходимо. Активность и решительность сами по себе не способны противостоять злу, источники которого — наша чрезмерная нерешительность и сомнения....

Изменение красочности

Начало разработки отмечено резким изменением красочности. На фоне сухого звучания фортепиано мы слышим у валторн мелодию в низком регистре и узнаем в ней мотив главной темы (в), который в экспозиции звучал напевно и жалобно,...

Развитие симфонии

Во втором предложении контрастный материал вводится как развитие исходного, и неустойчивая, неяркая мелодия в импровизационном развертывании незаметно обретает твердость, уверенность и даже величественность. В третьем предложении активное развитие получает уже прозвучавший материал и большую...

Обратимся к его 5 — й симфонии

Обратимся к его 5 — й симфонии, написанной в 1937 году. В целом ясная концепция этого произведения, где, по словам автора, "через ряд трагических конфликтов, большой внутренней душевной борьбы утверждается оптимизм как мировоззрение" (2.51,...