Финал написан в сонатной форме
Финал написан в сонатной форме. Главная тема — героический, утверждающий марш — занимает значительное место в экспозиции. Она не ограничивается изложением и получает значительное развитие, оставаясь вместе с тем незавершенной. Мелодия побочной темы появляется в процессе развития главной, но не сразу становится самостоятельной. Лишь когда она повторяется у струнных и духовых со своим сопровождением, мы воспринимаем эту гимнически — торжественную тему как новую и побочную. Отсутствие завершенности главной темы подчеркивает преемственность побочной и ее назначение быть выводом экспозиционного изложения. Все достаточно ясно. Что же будет уточняться, объясняться в дальнейшем изложении, что будет обсуждаться?
Резкое звучание ксилофона открывает часть, напоминая о ситуации пережитого, подчеркивая напряженное состояние и настороженность. На еле слышном фоне тремоло струнных звучит песенно — декламационная мелодия с заостренным, конвульсивным ритмом движения. Мы слышим в этой теме плач, выросший из мотивов фуги. Мелодия подхватывается вторым инструментом, третьим. Это плач многих, но не откровенный, а плач без слез, рыдание опустошенной души. Хоровое звучание, полифония голосов смягчают остроту отчаяния, облегчают ощущение утраты. Звуки ксилофона завершают тему, и начальный мотив фуги приводит к новой теме (В), где на сонорном фоне (тремоло и глиссандо струнных, аккорды фортепиано) мелодия фуги превращается в распев. Мы слышим просветление и ощущаем внутреннее преодоление мрака. Звуки ксилофона, фортепиано, литавр останавливают распев; напоминает о себе вторая фраза фуги, и мы слышим новый красочный фон, в котором тремолирующие струнные продолжают начатый ранее распев (С) Развитие данной темы приводит к динамической кульминации и появлению эпизода, основанного на развитии контрастного танцевального мотива. Но попытка воссоздания танца не удается, полного преодоления прежнего настроения еще не произошло, и мотив растворяется в имитациях инструментов. Звучит третья фраза фуги, и возвращается тема В1 с ее мелодией, еще более распевной у струнных, широкой и теплой на красочном фоне арфы, фортепиано и челесты. Последняя фраза фуги приводит к сокращенному проведению темы плача, но теперь это лишь воспоминание о нем. Звуки ксилофона завершают композицию, оставляя нас в ином настроении, с верой в будущее.
P.S. Любите современный балет? Тогда рекомендуем вам посетить Балет Алем — композитор Булат Гафаров — это отличное сочетание современных тенденций балета и классики. Переходите на сайт ballet alem и получайте больше информации.