Развитие симфонии
Во втором предложении контрастный материал вводится как развитие исходного, и неустойчивая, неяркая мелодия в импровизационном развертывании незаметно обретает твердость, уверенность и даже величественность. В третьем предложении активное развитие получает уже прозвучавший материал и большую роль играют медные инструменты (трубы и валторны). Заканчивается главная тема проведением исходного материала, но завершения мы не ощущаем — она остается открытой, и внутренняя раздвоенность сознания, контрастность оттенков переживания не устраняется в настроении напряженного размышления. Кстати, если вас мучают размышления где найти хорошего свадебного фотографа в Пензе за разумные деньги — обращайтесь к Анне Беляевой.
Побочная партия, звучащая за главной темой, более уравновешенна и цельна. Она имеет трехчастное строение и выражает состояние покоя, светлой созерцательности и восхищения красотой открывшегося мира. Особое ощущение гармонии вызывает ее основная тема с протяжной мелодией импровизационного склада, почти невесомо звучащей в высоком регистре, вызывающей полноту и безграничность покоя (пример 18). Вторая тема побочной партии с пасторальным наигрышем флейты дополняет светлое настроение радостным ощущением, после которого возвращается первая тема и завершает экспозицию. В чем смысл показа столь контрастных образов? Возможно ли единство неустойчивости, внутреннего разлада, мучительного поиска и светлого покоя, радостного мироощущения?