Изменение красочности
Начало разработки отмечено резким изменением красочности. На фоне сухого звучания фортепиано мы слышим у валторн мелодию в низком регистре и узнаем в ней мотив главной темы (в), который в экспозиции звучал напевно и жалобно, а теперь превращается в тяжелую поступь. В развитие образа постепенно включаются все инструменты, увеличиваются темп и громкость звучания, обнажая и подчеркивая мрачную, недобрую сущность марша. Образу темной силы противопоставляется развитие начального мотива главной темы (а), но мрачность становится все более осязаемой. Ритм марша подчеркивают медные инструменты, а мелодия звучит в высоком регистре и имитируется контрабасами, что придает ей характер угрозы.
Блок от наших партнеров: Хотите вести собственный блог, но не знаете где? Теперь создать свой блог бесплатно на Speakside проще простого. Заходите к нам, проходите простую процедуру регистрации и ведите свой собственный блог абсолютно бесплатно.
Темп вновь возрастает, вступают ударные инструменты, и на фоне барабанной дроби трубы и затем деревянные победно провозглашают мелодию грубого, зловещего марша. И снова в борьбу вступает начальный мотив главной темы, теперь уже совместно с мелодией темы побочной, которая решительно и утверждающе звучит у медных. Одновременное звучание главной и побочной тем увеличивает напряжение до предела и приводит к главной кульминации всей части — унисонному проведению у всего оркестра мелодии главной темы (с). Это реприза, итог развития, где открыто и широко, страстно и убежденно, утверждается волевое начало. Сокращенная побочная партия, основная мелодия которой звучит у дуэта флейты и валторны, приводит к последнему разделу. В коде мы слышим измененный мотив главной темы (в), который в восходящем движении звучит медленно и умиротворенно, как напоминание.