Контрастом к нарядному танцу

Контрастом к нарядному танцу выступает скромное звучание чуть наивного и простодушного вальса (D), мелодия которого исполняется скрипкой соло, а затем флейтой на фоне прозрачного аккомпанемента пиццикато струнных и арфы. Развитие данной темы основано на резком сопоставлении ее облика с решительным унисоном струнных, завершающих весь первый раздел. Во втором разделе все темы повторяются, но в измененном инструментальном наряде. Именно инструментовка, блестящие, изобретательные и даже остроумные оркестровые краски играют главную роль в создании пестрого и веселого маскарада в контрасте радостно — простодушных и ликующих, грубовато — неуклюжих и изящных тем.

Третья часть — Лярго — это высказывание — монолог, выросшее из изложения и развития трех тем — АВАСАС1 К. Первая тема вводит нас в мир сосредоточенного размышления с чуть отстраненным, может быть даже холодноватым, тоном объективно — сдержанного высказывания. Звучащая у струнных тема представляет собой хорал, где все голоса относительно самостоятельны и каждый основан на непрерывном развертывании песенно — декламационных оборотов. В теме нет ясного отличия мелодии от сопровождения, почти нет и членения на мотивы и фразы. В неспешном и одновременном движении голосов мы отмечаем лишь верхний голос и красочность звучания (пример 19), то есть нет ничего лишнего, так же как и в хорошем кофе, кстати купить кофе в зернах уже можно и в Интернете. Постепенно высказывание обретает пристрастный и напряженный характер с оттенком возвышенного торжества. Небольшая новая тема — В, мелодия которой звучит у флейты в сопровождении арфы, на миг вносит просветление, и снова продолжается хоральное высказывание. С включением новых голосов звуковая ткань хорала становится плотной, краски густеют, возрастает напряжение, и кажется, сейчас будет сказано главное. Но унисон струнных требовательно останавливает движение, и с помощью мелодической связки "разговор" переводится в другое русло — тему С. На тремолирующем, чуть слышном и дрожащем фоне скрипок, в высоком регистре "разговор" поочередно продолжают гобой, флейта и кларнет. Их мелодия ариозного плана, сочетающая песенность с декламаци — онностью и выросшая из комплекса небольших мотивов с нисходящим движением и непременно никнущим окончанием, выражает страстное желание, стремление и напряженное ожидание. Изложение данной темы дополняется небольшими репликами струнных (начальный мотив хорала), которые разделяют выступления солистов и как бы охлаждают страстность их высказывания просветленно — уравновешенным звучанием. Наконец, возвращается основная тема; теперь она звучит у низких духовых, и звучит сумрачно, настороженно, как недоброе предчувствие. В "разговор" вступают струнные инструменты, стремительно возрастают громкость и напряженность высказывания. То, что сдерживалось ранее и не было высказано, вылилось в бурную кульминацию — унисонное звучание всего оркестра на фоне тремоло струнных и фортепиано, выражающее скорбное и страстное признание — неудовлетворенность и жалобу. Признание подхватывает тема С1, мелодия которой, как исповедь, как душевное излияние, звучит у виолончелей и далее дублируется духовыми. После столь бурной кульминации вновь возвращается начальная тема, звучащая как — то особенно светло, мягко и умиротворенно. Это завершение высказывания — кода. Как воспоминание на мгновение появляется облик второй темы, все стихает, у арфы и челесты невесомо проводится мелодия темы С (вспомним окончание первой части) и в наступающей тишине возвышенно и даже примиренно звучит истаивающий, как последний вздох, аккорд струнных. Изумительный по психологической достоверности монолог Лярго возвращает нас к размышлению о внутреннем мире человека, убеждая в необходимости откровенного высказывания, преодоления чрезмерной сдержанности. Именно откровенность выступает средством раскрепощения человека, его очищения и возвышения, создания подлинной гармонии и красоты его мира.

Читайте также: