Сюжетная программа

Использование столь подробной и сюжетной программы с текстом (для голоса и хора), казалось бы, делает симфонию свободной от норм и канонов, позволяет сказать новое, выразить индивидуальные взгляды, позицию художника. В конечном счете идея программной симфонии у Г. Берлиоза ведет к синтезу искусств и выходу за пределы инструментальной музыки. В такой постановке — а именно так воспринимался опыт французского композитора передовыми музыкантами — вопрос о программности симфонии касается сущности музыкального искусства вообще и самоценности инструментальных произведений в частности. Кстати, если вам нужен качественный чай https://filizhanka.com/products/chay/tip-chaya=zeleniy-chay-i-molochniy-ulun/ по низкой цене — смело переходите по ссылке ранее.

Выдвинутое Г. Берлиозом предложение, несомненно, нашло сторонников. Однако немногие из композиторов, даже сторонники, создавали подобные симфонии. Одни из них ограничивались названием симфонии (Ф. Мендельсон, А. Рубинштейн, Р. Штраус, И. Рафф), тяготея к обобщенной программности. Другие создавали программные симфонии с помощью текста, использования голоса и хора — например, симфонии Ф. Давида «Пустыня» и «Христофор Колумб», Б. Годара «Тассо», Ж. Визе «Васко де Гама», Г. Шарпантье «Жизнь поэта» и «Ложные впечатления». Некоторые из художников не могли однозначно решить, нужна ли подробная программа и названия частей своего произведения, а также определить жанр его. Такова, к примеру, ситуация с произведениями Н. А. Римского — Корсакова «Антар» и «Шехеразада». Лишь две симфонии Ф. Листа»Фауст» и «Данте»последовательно воплощали идею программности в симфонии.

Читайте также: