В 3 — й симфонии А. Шнитке

В 3 — й симфонии А. Шнитке мы вновь встречаемся с противопоставлением звукового хаоса организованной звуковой среде. Вновь автор использует прием цитирования мотивов, оборотов, фрагментов тем из произведений других композиторов. Вновь финал строится на материале предыдущих частей и как бы возвращает нас к началу. И вновь, наконец, неясны слушателю, даже искушенному, смысл цитирования, роль частей в цикле и мировоззренческая концепция. "Энергия активного и созидательного личностного начала пронизывает всю первую часть. Характерен и "строительный" материал Модерато, это как бы сама природа — обертоновый звукоряд, лишь стилизованный в духе вагнеровско — брукнеровских тем",читаем мы в аннотации к пластинке с записью симфонии (2.18). Но даже если мы прочитали это перед прослушиванием произведения или узнали из вступительного слова музыковеда, понять смысл первой части, ее роль в цикле слушатель едва ли сможет из — за абстрактности не только подобных объяснений, но и самих образов и отсутствия ясной логики развития. Возникает вопрос: в чем здесь смысл циклической композиции и нельзя ли подобную проблематику воплотить в композиции одночастной? Нашим сомнениям композитор дает ответ в следующей, 4 — й симфонии, одночастной, представляющей непрерывное варьирование исходного тематического материала, данного в диалоге фортепиано и других инструментов (своеобразном каноне с использованием приема эха). Конструктивная ясность композиции, хотя она не сразу открывается слушателю, не снимает вопросов о сущности концепции и ее специфичности для симфонии.

Блок от наших партнеров: Если вы хотите украсить свой дачный участок таким уникальным декоративным элементом как живая изгородь — советуем вам обратиться в компанию Ландшафтный дизайн — оптимальное сочетание цены на живую изгородь и ее качества.

Читайте также: