Показ выразительных возможностей

Показ выразительных возможностей солирующего инструмента и демонстрация мастерства, виртуозности солиста была, в сущности, основной идеей этого жанра в XIX веке и в первой половине нашего столетия. Иллюстрацией преобладания виртуозного начала как исходного в концепции могут служить Баллада для фортепиано с оркестром A. Бабаджаняна, "Рапсодия в стиле блюз" для фортепиано с оркестром Дж. Гершвина и другие произведения. Идея соревнования, как ясно, не реализовалась (не воплощалась) в данных пьесах, как и в "виртуозном" концерте. Но ни концепция соревнования, реализованная в других жанрах, ни концепция "виртуозной" пьесы не устраивала композиторов. Интерес к подобным пьесам связан с воплощением в них диалога в широком смысле и соответственно с обсуждением нравственных проблем. В этом убеждают многие произведения, созданные в последние годы, в том числе Концерт для виолончели Э. Денисова, "Сивилла"концертная музыка для флейты и камерного оркестра Г. Дмитриева, Вариации на тему Г. Лорки для фортепиано с оркестром B. Кобекина, Концерт для саксофона Э. Оганесяна, Каприччио для скрипки с оркестром Кш. Пендерецкого и его концерты для скрипки, для альта, "Монолог" для виолончели с оркестром В. Салманова, Концерт для виолончели № 1 Б. Тищенко, Концерт для скрипки Б. Чайковского, 3 — й Концерт для фортепиано Р. Щедрина. Само название "концерт", которое композиторы стремятся сохранить за данными пьесами, скорее всего связано, на наш взгляд, с традицией симфонизации концерта как одного из направлений его развития, оставшейся влиятельной в наше время, особенно в 70 — 80 — е годы. При этом в данных пьесах мы слышим один тип диалога, но не диалога — соревнования, а диалога — обсуждения, где моменты мастерства исполнения, виртуозности не акцентируются и остаются в тени.

Читайте также: