Симфония № 1 А. Шнитке
Симфония № 1 А. Шнитке (1973)пример такой организации тематического материала. В четырех ее частях композитор использует три признака звучащих тем как три обобщенных образа: звуковой хаос, развлекательную бытовую музыку и концертную. При этом автор не всегда говорит своим языком, чаще прибегая к прямому (точному) и свободному цитированию, т. е. используя музыкальный язык разных времен и художников. Так, образы бытовой и концертной музыки композитор создает путем цитирования преимущественно композиторов прошлого, и лишь образ звукового хаоса, олицетворяющий наше время, создается авторским языком. Взаимодействие трех образных сфер, по мнению М. Арановского, "воссоздает многогранный звуковой портрет современной Цивилизации" (2.1, 161). Противопоставление звукового хаоса организованному звучанию, и прежде всего концертной музыке, пожалуй, главное в симфонии. "Стоит только появиться любой организованной структуре, как "шум", словной едкий смог, начинает "наползать" на нее, пишет М. Арановский. Музыка поглощается "шумом", тонет, задыхается в нем" (2.1, 163). "Судьба музыки определена не только тем, что она обречена быть инкрустацией в "шуме", но и постепенным вытеснением серьезной музыки музыкой улицы, кафе, эстрады, дансинга, размышляет М. Арановский о проблеме, поднятой автором. И в том, что серьезная музыка упорно, вновь и вновь пробивается сквозь толщу "шума" и густых напластований бытовых развлекательных жанров самого различного происхождения, слышится выраженное драматургическими средствами утверждение ее непреходящей ценности. В этом, конечно, обнаруживает себя авторская позиция, его отношение к поднятой проблеме" (2.1, 163 — 164). Да, вопросы, поднимаемые в симфонии А. Шнитке, сложны. Но для нас важнее сейчас другое: насколько реализация данных вопросов в произведении специфична для симфонии или то же самое можно сказать в небольшой пьесе. Ведь, как говорилось, не конкретность проблемы, ее масштаб или сложность определяют жанр симфонии, а тип реализации проблемы. Вероятно, в сценическом воплощении симфония (а исполнение ее связано сдвижением музыкантов — приходом, перемещениями, уходами и тл.) более конкретно передает смысл заложенной в ней концепции. Однако в чисто музыкальном отношении (с точки зрения слухового восприятия) взаимодействие трех образных качеств музыкальных тем не всегда достаточно ясно и убедительно. Не всегда ясна принадлежность цитируемых тем определенной сфере (куда, например, отнести григорианский хорал, мотив Dies irae?), неясна роль частей, особенно средних и финала, не говоря уже о выводе, вытекающем из логики взаимодействия частей.
P.S. Вы являетесь настоящим поклонником группы Queen? Тогда вам обязательно нужно посетить этот сайт http://queen4u.ru/queen-history.html — тут вы найдете огромное количество интересной информации про эту легендарную группу.