Разработка начинается с эпизода

Разработка начинается с эпизода, в котором на гармоническом фоне пиццикато струнных (игра щипком) и арфы звучит мелодия фуги первой части. Сухое и громкое звучание мелодии в аккордовом изложении (дублирование мелодии) у фортепиано, струнных, ксилофона, а также прихотливый, завораживающий ритм неузнаваемо преобразует ее в варварский, грубый танец, магически действующий, как внезапно вторгшаяся сила в ситуации напряженного ожидания.

Танец быстро исчезает, а завороженный оркестр еще долго не приходит в себя — отдельные мотивы звучат у разных инструментов, не образуя целого. Наконец, мы слышим преобразованную мелодию главной темы, она полифонически развивается в стремительном движении у низких струнных. Постепенно в это движение вовлекается весь оркестр. Звучание главной темы в прежнем облике говорит о наступлении репризы и вызывает ожидание перемен, но скоро становится ясно, что реприза — это вторая разработка. Демоническая, опустошительная сила главенствует и здесь. Значительно сокращены побочная и заключительная темы. Шутовские маски сняты, и в коде главная тема еще раз демонстрирует свою мрачную силу.

Читайте также: