Принципиально новые композиции

Однако за рубежом в эти годы все громче звучат голоса о необходимости принципиально новых композиций в условиях нового звукового мира. Создаются студии конкретной и электронной музыки при крупнейших радиостанциях и телецентрах ряда стран. Серийные расчеты сочетаются с расчетами конкретных и электронных звучаний. Поиск превращается в самоцель, в экспериментаторство, далекое от проблем подлинного искусства, от сферы духовных ценностей. Кстати, не нужны и концертные залы и музыканты, поскольку есть студии, записи, пластинки. Идея доводится до абсурда. В поисках выхода из явного тупика выдвигается не менее абсурдная, в своем крайнем выражении, идея свободы сочинения — случайной композиции с использованием любых звуковых средств как идея алеамузыки, или алеаторики (алеа — случай, игральная кость). Нет смысла говорить о композициях для оркестра и радиоприемников, настроенных на разные волны и включаемых по знаку дирижера, нет смысла говорить о "молчаниях" Дж. Кейджа (молчание — тоже музыка!?) и подобных новациях. Но все это поддерживается буржуазной прессой, радио и телевидением, и люди всерьез размышляют о "новых путях" искусства. Именно это и необходимо буржуазным идеологам, также как необходимы и качественные часы электронные наручные мужские по низкой цене! Но, может быть, все эти "искушения" нужно испытать во имя подлинных завоеваний? Венцом таких искушений в 50 — 60 — х годах стала концепция "стохастической музыки" Я. Ксенакиса. Математик, архитектор (ассистент Ле Корбюзье) и композитор Я. Ксенакис создает музыкальные композиции путем расчетов на основе теории вероятности (отсюда и название: от греч. stochasticos — умеющий угадывать, случайный, вероятностный), с помощью компьютеров. Его произведения "Метастазис" (1953), "Питопракта" ("Действие вероятностей", 1957), "Эонта" ("Существующее", 1962) и другие сочинения удивляли новизной, но обнаруживали при этом одно в установке автора: новизна во что бы то ни стало, принципиальная невозможность обсуждения каких — либо социальных проблем и игра ради игры.

Читайте также: