Формирование джаза
Значительным моментом в формировании джаза стало появление духовых негритянских оркестров в конце XIX века, когда владельцы музыкальных магазинов стали продавать неграм духовые инструменты, оставшиеся на складах после окончания гражданской войны. Оркестры, точнее — небольшие ансамбли, исполняли песни, танцы, марши на городских праздниках, групповых вечеринках, днях рождения и похоронах, играли за вознаграждение и бесплатно. В дни праздников оркестры разъезжали по городу на грузовиках, оповещая и приглашая жителей. И когда такие оркестры встречались, они устраивали соревнование, а слушатели определяли победителей и со смехом привязывали их грузовик к машине побежденных — они должны были катать победителей.
Большинство негритянских музыкантов не знали нот и играли на слух. Однако незнание нот, как подчеркивал Луи Армстронг, помогало формированию приемов ансамблевой игры, отличающихся от европейских, и созданию своей музыки. Молодежь обучалась у опытных музыкантов, присматриваясь к их исполнению и все запоминая на слух. Игра без нот тренировала и развивала музыкальный слух и память негритянских музыкантов. Первоначально негритянские оркестры играли марши и танцы так же, как и белые музыканты. Но постепенно в их инструментальной игре воплощались и приемы звукоизвлечения, и ритмическая свобода, и импровизационность, характерные для хорового и сольного..пения (спиричуэле, блюзы), танцев и танцевальных пьес (рэгтаймы). Послушаем, например, традиционный марш 1910 года, какой играли негритянские музыканты в Новом Орлеане, в исполнении болгарских музыкантов в серии "Антология джаза". Что же мы слышим? После небольшого вступления в основном разделе ритм марша превращается в танцевальный, а в коллективной импровизации звучит танец — марш. В среднем разделе, как и во всех старинных маршах, звучит соло баса, но это не мелодически развитое соло, а как бы оставшееся без мелодии сопровождение (бас — аккорды), в котором бас своей грузностью естественно выделяется как солирующий инструмент. В репризе начальный материал звучит в той же групповой импровизации музыкантов. Таким образом, оставляя внешнее сходство композиции, негритянские музыканты исполняют ее по — другому. И хотя это еще не джаз, но уже и не марш в привычном европейском звучании. использование коллективной импровизации, ритмической свободы и особого скользящего интонирования (глиссандирования) в духовом оркестре стало последним отправным пунктом в формировании джаза. И все — таки джаз родился не в духовом оркестре — здесь он только рождался.
P.S. Ищете где можно дешево заказать визитки высокого качества? Рекомендуем вам заказать визитки в компании Саня — отличное сочетание цены и качества.