Говорим о музыкальных жанрах

Мы говорили о музыкальных жанрах для многоголосных инструментов, из которых наиболее важными в концертной практике эпохи Просвещения были клавишные — клавесины и орган. Все другие инструменты, и в первую очередь струнные и духовые, которые использовались в то время в качестве солирующих,- одноголосные. Создание произведений для них требовало применения дополнительных инструментов с целью сопровождения солирующей мелодии. В качестве аккомпанирующих использовались орган и главным образом клавесин, поскольку произведения для различных инструментов в основном исполнялись вне церкви. Однако звучание клавесина не уравновешивало звучание солирующей мелодии, и главное — в клавесинном сопровождении недоставало мягкого, глубокого и продолжительного баса, выступающего фундаментом для звучания мелодии и сопровождения.

Если вы хотите получить электронную подпись в Краснодаре, рекомендуем перейти на сайт http://rosreport.ru/get/ — там очень низкие цены на удостоверяющие услуги.

Сухое, резкое и отрывистое звучание нижнего регистра клавесина явно не подходило для этой цели, и, кроме того, не у каждого такого инструмента был значителен диапазон нижнего регистра. Выход был найден, его подсказывала многовековая практика народного и профессионального творчества: партию баса стали исполнять на дополнительном инструменте, вначале на любом, на котором могла быть исполнена мелодия баса, но постепенно эта роль прочно закрепилась за виолончелью. Таким образом, постоянными аккомпанирующими инструментами — группой сопровождения — стали клавесин и виолончель. Нотная запись такого произведения производилась на двух нотных строчках: на одной фиксировалась мелодия, а на другой выписывалась линия баса с цифровым обозначением аккордов сопровождения. Партия клавесина специально не выписывалась, и музыкант должен был расшифровывать цифровые обозначения и импровизировать сопровождение. Поэтому в таких произведениях оно получило название "цифрованный бас".

Читайте также: