Рубрика: Ансамблевые и оркестровые жанры

Концепция концерта

Данная концепция концерта остается в дальнейшем неизменной. Усложняется по мере развития жанра лишь строение крайних частей. Уже в произведениях А. Вивальди (например, в широкоизвестных концертах из цикла «Времена года»), в концертах И. С. Баха...

Становление

Мы рассмотрели становление ансамблевых и оркестровых жанров. И в заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть огромную роль в этом процессе практики цифрованного баса и принципа концертности (диалога, соревнования инструментов) в формировании ансамблевых жанров, на...

Оркестровые жанры

Говоря о формировании оркестровых жанров, необходимо упомянуть об оркестровой сюите, нашедшей огромное распространение в музыкальной жизни XVIII века. Многочисленные циклические произведения для оркестра с названиями «Серенада», «Дивертисмент», «Кассация», «Ноктюрн» и просто «Сюита» исполнялись не...

В симфониях первой половины 13 века

В симфониях первой половины XVIII века (Ф. Мандфредини, Дж. Са — мартини, Р. Лео, Дж. Перголези и других комопзиторов) используется разное количество частей — от трех до шести. Не устанавливается еще и строение отдельных...

Обратимся к Симфонии Вивальди

Обратимся к Симфонии до мажор А. Вивальди, которая использовалась композитором в операх «Армида в лагере египетском» (1718 г.) и «Геркулес на Термодонте» (1723 г.). Это очень известная во всем мире симфония, ее знают и...

Послушаем ранние симфонии

Послушаем ранние симфонии, прежде чем говорить о типичном облике и концепции жанра. Обратимся к Концерту для струнного оркестра № 5 А. Скарлатти — выдающегося итальянского композитора, главы неаполитанской оперной школы. Первая часть его концерта,...

Симфония в оперном театре

Да, именно в оперном театре формируется симфония как новый оркестровый жанр. Мы говорили, что в театре перед спектаклем и в антрактах, выполняя функцию звонков, звучала инструментальная музыка. Это обстоятельство чрезвычайно важно. Ведь ансамблевые произведения...

Стремительная танцевальная тема

Мерное и как бы застылое звучание оркестра вызывает скованно — тревожное состояние, но вот вступает гобой — и светлая краска его звучания успокаивает нас. Мелодия первого предложения вырастает из варьирования небольшой мелодической фразы, из...

Монолог гобоя

Вторая часть представляет собой монолог гобоя, поддерживаемый оркестром, который начинает медленную часть и завершает ее, выполняя функцию вступления и заключения в развернутом периоде из трех предложений. Равномерным повторением одного звука и затем аккордов у...