Эксперименты в искусстве

"Я совсем не против смелых экспериментов в искусстве, открывающих новые пути преобразования форм, пишет немецкий композитор Э. Майер. К сожалению, большинство авангардистов в своих поисках нового ограничиваются лишь вопросами новой формы и новых выразительных средств для изображения каких — то катастроф, потрясений ради потрясений. Они стремятся обязательно ошеломить своих слушателей небывалой звуковой мистикой, которая может только служить запутыванию и затуманиванию наших представлений о действительности.

Они увлечены чисто абстрактными экспериментами, такими же как и в магии Огня, лишенными подлинно художественной цели. Подобное звукотворчество сужает выразительные возможности искусства, обедняет музыку, уводит ее от больших художественных задач. Ведь можно стать авангардом и на пути к болоту" (2.41, 135 — 136). Останавливаясь на данных экспериментах как следствии самоценного использования частных приемов и находок (ведь можно любое средство, трактуя его как цель, довести до абсурда!), хотелось подчеркнуть, что они не только уводили от подлинного искусства талантливых и одаренных людей. Поддерживаемое и пропагандируемое средствами массовой информации в буржуазном обществе, такое экспериментирование профанировало серьезное искусство в глазах массового слушателя, и без того недостаточно подготовленного к общению с концертными произведениями, рождало превратное представление о профессиональном музыкальном искусстве, в частности о его концертных жанрах и их назначении.

Читайте также: