Расширение пространственных возможностей

Говоря о сонорной музыке, нельзя не отметить тенденцию к расширению пространственных возможностей инструментальной музыки, к изменению звукового пространства путем особого, нестандартного расположения музыкантов в оркестре, размещения части оркестра или солистов за сценой и среди слушателей в зале, наконец, перемещения музыкантов во время исполнения произведений, эти инновации можно сравнить с технологией хромакей — технологией размещения нескольких изображений в одном кадре. Данные приемы используются, например, в Музыке для струнного оркестра и четырех групп духовых инструментов А. Добровольского, в "Эпизодах", "Сегментах" К. Сероцкого, "Антифонах" С. Слонимского, "Перекличках" П. Плакидиса, в Симфонии № 1 А. Шнитке. В таких произведениях, а равно и в композициях с использованием сонорных тем мы можем слышать не только последовательную смену музыкальных тем, но и одновременное звучание разных звуковых пластов — разных тем с перемещением то одной, то другой из них на первый план звучания. Прием этот, сходный с наложением кадров в современном кинематографе (вспомним "Зеркало" А. Тарковского) или с искусством слайдов, отнюдь не новый в музыкальном искусстве. Но если ранее он использовался в музыкальном театре (например, в операх В. А. Моцарта "ДонЖуан", Ж. Визе "Кармен"), то сегодня он стал средством концертных инструментальных произведений. В целом тенденция расширения пространственных возможностей инструментальной музыки не создала особого направления и осознается как еще один прием изменения красочности звучания.

Читайте также: