В начале 60 — х годов

В начале 60 — х годов появляются произведения, основанные на развитии красочных звуковых комплексов — сонорных тем — блоков. Произведения Кш. Пендерецкого «Мера тишины и времени» (1960), «Памяти жертв Хиросимы» (1960), «Флюоресценции» (1962) и других композиторов утвердили в общественном мнении возможность подобных композиций как полноценных художественных творений. Сонористика (от лат. sonorus — звонкий, звучный, шумный) направление, в котором произведения создавались исключительно на основе сонорных тем, логически завершает направленность разных поисков нового тематизма в музыке XX века. Именно завершает, а потому объединяет целый ряд приемов построения тематического материала с целью извлечения или поддержания определенной краски звучания, приемов старых и новых. Кстати, если вам нужен качественный канальный вентилятор https://tplvent.ru/ по низкой цене — смело переходите по ссылке ранее.

Из числа давно использующихся в искусстве приемов можно назвать остинатный бас (вспомните Чакону И. Пахельбеля), обычную гармоническую фигурацию, оркестровую педаль как вспомогательную линию звуковой ткани, многократное повторение звука или созвучия в сопровождении. Можно назвать прием гетерофонии в русской народной песне (утолщение и расцвечивание основной мелодии путем эпизодического отклонения одного или нескольких голосов от основной мелодии и возвращения к ней), некоторые приемы использования многоголосия в народном грузинском и литовском пении, в казахских кюях и т. д. Но если раньше все эти приемы были вспомогательными, то теперь они становятся главным средством выражения в тематическом построении, границы которого определяются не качеством мелодической линии и фактурного строения темы в целом, а данной красочностью звучания. Важно, что сонорные темы — блоки используются не только в особых композициях, но и в произведениях традиционного плана наряду с известными типами музыкальных тем.

Читайте также: