Поиск иной концептуальности

Поиск иной концептуальности концерта, где главным было бы соревнование, привел композиторов к реставрации достижений XVIII века, что породило сильную неоклассицистскую тенденцию, оказавшую огромное влияние на развитие оркестровых жанров. Но следует подчеркнуть, что сегодня композиторов привлекают не концептуальность жанров XVIII века, а формы музицирования — небольшие и мобильные ансамбли, участие нескольких солистов, разные формы сочетания солистов и оркестра. В этом смысле жанр кончерто гроссо, концентрирующий в себе черты наследия прошлого, вызвал особый интерес.

Одним из первых в рамках неоклассицистских поисков к кончерто — гроссо обратился Э. Кшенек в 1924 году. В 30 — е годы в этом старинном жанре создают произведения Б. Мартину, И. Стравинский, М. Чулаки, В. Энке, М. Юдин и другие художники. Но лишь во второй половине столетия кончерто гроссо обрел свое место на концертной эстраде не как архаический, а как современный жанр. Напомним: кончерто гроссо — это циклическое произведение для группы солистов с оркестром, в котором ни количество частей, ни формы концертирования в них не регламентировались. Композиторы называют свои произведения и «кончерто гроссо», и «концерт для оркестра», и просто «концерт», а также «концертная музыка» и «музыка» с указанием и без указания солирующих инструментов. Их привлекает в этом жанре мобильность инструментальных составов, количества частей и их строения, возможность свободно использовать солирующие голоса, а также и выразительные средства прошлого в качестве определенных знаков. Именно мобильный облик композиции и возможность показа разных типов соревнования позволяют отражать в данных произведениях разнообразный мир представлений и переживаний — от веселья, шутки и иронии до сложнейших эстетических и даже нравственных представлений нашего времени. В этом убеждают многочисленные произведения, и среди них такие разные, как Концерт для оркестра Б. Бартока и Веселый концерт М. Списака, Концерт — буфф и Концерт для трех электрогитар, флюгельгорна, саксофона и оркестра С. Слонимского, Кончерто гроссо А. Шнитке, М. Зариньша и Р. Капсона. Вместе с тем акцентирование внимания на соревновании солистов между собой и группы солистов с оркестром обусловило выдвижение на первый план музыкально — звуковых и эстетических представлений, что становится определяющим для данного жанра.

Блок от наших партнеров: Нужно разрешение на работу в Москве? Наша юридическая компания поможет вам получить патент на работу в Москве в самый короткий срок и по очень интересной цене.

Читайте также: