Песня о Сталине

В новые времена Дунаевского не раз называли «придворным» композитором. Он действительно был обласкан властями по высшему разряду: роскошная квартира, машина, персональный номер с роялем в правительственной гостинице, многочисленные государственные награды, дача во Внуково…
Выделение дачи было знаком особой милости. После успеха «Веселых ребят» на Венецианском кинофестивале Сталин решил «поощрить товарищей». Поощрять, помимо наград, решили землей. Автором идеи был Шумяцкий. «Кинематографисты жалуются, что им негде отдыхать. Завидуют театральным работникам, у которых дачи еще со времен Чехова остались. Чем им в Карловы Вары проситься, пусть лучше у Москвы — реки сидят»,напел он Сталину Тот дал добро.
Киношникам выделили по гектару земли во Внуково. Дунаевский выстроил себе дом, который тут же прозвали «грузинским замком с башенками». Жена Зинаида обустроила участок: разбила сад, огород и цветник, завела корову, свиней, цесарок, индюшек и кур. Женя Дунаевский вместе с папой ходили к Григорию Александрову смотреть на чудеса техники — привезенные из Америки холодильник и радиолу. Это был мир, такой же далекий от жизни большинства советских граждан, как Марс.
Именем Дунаевского назвали пароход. Такой чести, кроме Дунаевского, удостоились при жизни только Любовь Орлова и Валерий Чкалов. Его сделали народным депутатом. Но милость властей эфемерна и непредсказуема. Первый звоночек для Дунаевского прозвенел еще в страшном 1937 году. После концерта к композитору подошел нарком Ежов, похвалил за замечательные песни на актуальные темы, но посетовал, что среди них нет самой главной — о товарище Сталине. Дунаевский ответил, что готов написать такую песню, но пока что ему не попадался подходящий текст. Через несколько дней ему принесли текст, сочиненный поэтом Михаилом Инюшкиным. Оперативно организовали запись, в которой приняли участие Государственный симфонический оркестр и хор.
Сталин послушал песню и сказал: «Товарищ Дунаевский приложил весь свой замечательный талант, чтобы эту песню о товарище Сталине никто не пел. Пусть он пишет песни не для товарища Сталина, а для всего советского народа». И действительно, эту песню народ так и не запел. А пластинка с ее записью исчезла из магазинов так же быстро, как и появилась.
Второй раз имя Сталина появилось в песне «Моя Москва», которую Дунаевский сочинил в 1942 году. В первоначальном варианте песни была строка «Я приеду в мой город могучий, где любимая девушка ждет». После исполнения на радио в редакцию начали приходить сотни писем с просьбами о повторном исполнении. Редакторы поняли, что песню ожидает большая популярность. И песню подредактировали: «Я приеду в мой город могучий, где любимый мой Сталин живет». Услышав новый вариант, вождь позвонил главному идеологу страны: «Товарищ Щербаков, надеюсь, вы слышали сегодняшний концерт по радио и песню о Москве Дунаевского. Хорошая песня… Только не объясните ли мне, где это девушка Сталиным стала?» Чересчур ретивых редакторов наказали, песню изъяли из эфира.
После победы Дунаевский еще раз попытался сочинить песню о Сталине — и опять неудачно. Песня на слова двух известных поэтов Сергея Васильева и Александра Коваленкова оказалась еще хуже первой, о ней не упоминает ни одно музыкальное издание.
В 1947 году Дунаевский, находясь в Праге на съемках, опрометчиво дал интервью «не той» газете, да еще не заручившись согласием советского посольства. И милость властей кончилась. Сталин лично вычеркнул Дунаевского из списка кандидатов на Сталинскую премию за музыку к оперетте «Вольный ветер», которая тогда гремела по всей стране.
Недруги Дунаевского, казалось, только и ждали этого сигнала сверху. Началась кампания травли. Его обвиняли в том, что после начала войны он трусливо сбежал из Ленинграда — хотя на самом деле Дунаевский отправился на гастроли с Ансамблем песни и пляски железнодорожников еще в мае 1941 — го. Его упрекали в том, что во время войны он не создал серьезных патриотических песен. «Иссяк Дунаевский»,реплику Никиты Богословского охотно повторяли критики. Композитору ставили в вину эпигонство, низкопоклонство перед Западом.
Даже как — то странно, что в этом недоброжелательном хоре сравнительно редко звучала критика по поводу «облико морале» советского композитора. А ведь тут было к чему прицепиться. В то время Дунаевский довольно открыто говорил о своих «двух женах». Официально он состоял в браке с Зинаидой Судейкиной. Второй — гражданской — женой Дунаевского стала танцовщица Зоя Пашкова. Их сын Максим пошел по стопам отца и стал композитором, автором музыки к популярнейшим фильмам«ДАртаньян и три мушкетера», «Ах, водевиль, водевиль», «Мэри Поппинс, до свиданья!». Только после смерти Исаака Дунаевского Максим был официально признан его сыном — после настоятельной просьбы Зои Пашковой.
«Враги рано свели его в могилу,уверен Максим Дунаевский.
Исаак Дунаевский умер в Москве 25 июля 1955 года от сердечного спазма. Ходили упорные слухи о его самоубийстве. Незадолго до этого его старший сын Евгений попал в некрасивую историю: его машину взяли покататься пьяные друзья, в результате погибла девушка, а Евгения исключили из ВГИКа. На похоронах отца его не было, что дало дополнительный повод для пересудов. На самом деле Евгений в это время находился в экспедиции в Сибири и до Москвы добрался только через две недели после похорон.
После смерти хулители Дунаевского называли его певцом кровавого сталинского режима, создателем советского музыкального лубка. Однако же ему удалось совершить редкое музыкальное чудо — он озвучил целую эпоху, одновременно страшную и героическую, создал идеальный звукоряд для мечтаний и свершений молодой советской страны, а его замечательные, жизнерадостные песни стали истинно народными и поются и поныне.

Картинка дня:

Пожарная безопасность в Санкт-Петербурге

Читайте также: