Импровизация в джазе

Все более значительную роль в джазе 60 — 80 — х годов играет импровизация. Она может быть основана на широком спектре выразительных средств исходной темы — например, в композициях "Модерн джаз — квартета" Дж. Льюиса ("авангардный" джаз), в творчестве группы "Кампани" Д. Бейли, Э. Паркера, У. Бройкера ("тотальная импровизация"), а также М. Брауна, Сан Ра и других музыкантов — и может быть предельно узкоориентированной, например, в творчестве Дж. Колт — рейна, Т. Монка, М. Дейвиса ("модальный" джаз), Дж. Алмера, в частности в "Историях капитана Блэка" ("никакая волна"). Импровизация может соединяться с другими композиционными приемами — например, в оркестровых композициях Стена Кентона ("прогрессивный" джаз), где осуществляется попытка сделать джаз "серьезным", использовать тематизм произведений Баха, Вивальди, современных композиторов, звучание симфонического оркестра и другие приемы развития. Кстати, если вы хотите купить шубу в киеве по низкой цене — рекомендуем вам посетить магазин softgold — http://softgold.com.ua.

Наконец, импровизация может быть свободной от традиционного в джазе тематизма блюзов, маршей, танцев, от их гармонии, мелодики, ритма, строения и вообще от конкретных музыкальных тем. Джазовая композиция становится "чистой" импровизацией, подобно импровизации на основе "рассредоточенного" тематизма, как это имело место в некоторых жанрах фольклора, культовой и светской музыки средневековья. Таковы композиции О. Коулмена, А. Шеппа, С. Тейлора ("свободный" джаз, "абстрактный" джаз, "новая волна"), а также Дж. Зорна, А. Фира, Д Мосса, в которых используются шумовые эффекты и другие сценические приемы. Следует подчеркнуть при этом, что значительное и, пожалуй, преобладающее влияние на развитие джаза 50 — 80 — х годов оказывает творчество европейских музыкантов, стремящихся выйти за рамки американо — негритянского джаза, осмыслить его как более широкое явление в искусстве.

Читайте также: