Жизнь не терпит лишней суеты
Растрепанный, похожий на большого обиженного ребенка Войницкий (Сергей Курышев), истерзанный, замкнутый и застегнутый на все пуговицы профессор Серебряков (Игорь Иванов), разочарованный в себе доктор Астров (Пётр Семак), строгая, мучающаяся от безысходной любви Соня (Елена Калинина) и стиснутая своими нереализованными страстями Елена Андреевна (Ксения Раппопорт) — все они тоскуют о лучшей жизни, которая проходит стороной.
Но в их страданиях нет надрыва, так же как в игре актеров нет резких психологических изломов, характерных для додинского театра. Их внутренние миры похожи на пустые пузырьки из-под профессорских лекарств. Но стоит им столкнуться друг с другом, как сталкивает надоевшие склянки Елена Андреевна, когда муж запрещает ей играть на пианино, и тихий звон вдруг оживляет пространство, наполняя его чистыми звуками человеческих душ. Нужно только внимательно прислушаться, чтобы уловить эти небесные ноты, но, — увы! — останавливаться некогда. Все торопятся что- то поменять, пока еще не поздно. Но внезапные попытки хоть как-то изменить свое существование терпят крах. Причем знаменитая сцена покушения дяди Вани на Серебрякова носит в спектакле откровенно фарсовый характер. Да и соблазнение Астровым Елены Андреевны практически на глазах у ее мужа вдруг оказывается сценой из незамысловатого водевиля.
Все это происходит от того, что жизнь не терпит лишней суеты. И чтобы постичь ее во всей метафизической глубине, нужно просто принять такой, какая она есть.
Поэтому самой мудрой оказывается в спектакле нянька Марина (Нина Семенова), хранительница домашнего очага всего этого немногочисленного семейства. Лишь она видит в покое возможность преодолеть те невзгоды, которыми полно пребывание человека на земле. И вслед за героями спектакля хочется отречься от окружающей нас суеты и, быть может, почувствовать, как наша жизнь становится «тихою, нежною, сладкою, как ласка».