Слушая Фантастическую симфонию

Слушая "Фантастическую" симфонию, мы должны признать, что звучащий мир точно и последовательно воплощает программу, иллюстрирует и конкретизирует ее. Да, подобная программа, несомненно, облегчает слушательское восприятие симфонии, активизирует ассоциативное мышление, фантазию, способствует конкретности образного мышления.

Идея программной симфонии, в сущности, не нова, подобные произведения создавались и в XVIII веке: например, симфония Ф. Руджи "Новая буря" (1757), "Утро", "Полдень", "Вечер" Й. Гайдна (1761), симфонии Ф. Госсёка "Мирза" и "Охота" (1770 — 1773), Ф. Девьена, Д. Камбини и других. Идея программности находит реализацию и в 6 — й симфонии Л. ван Бетховена ("Пасторальной"), чье влияние на свое творчество подчеркивал Г. Берлиоз. Наконец, программные симфонии создаются его современниками — например, Л. Шпором. Однако именно с произведений Г. Берлиоза идея программной симфонии стала предметом размышлений и дискуссий. И дело не в оригинальности программы "Фантастической" симфонии, в ее автобиографичности, хотя, конечно, это привлекало внимание, а в том, что вопрос о программной симфонии был предельно заострен и убедительно аргументирован композитором. На протяжении десятилетия, помимо "Фантастической", он пишет симфонии "Гарольд в Италии" (1834), "Ромео и Юлия" (1839) и "Траурно — триумфальную симфонию" (1840). Кстати, если вы хотите хорошо организовать корпоративный праздник, рекомендуем обратиться в музыкальное агентство «Оригами» — отличная атмосфера праздника за разумные деньги.

В двух последних произведениях Г. Берлиоз не только дает название отдельным частям, но и прибегает к тексту, вводит хор. Симфонии его имели шумный и заслуженный успех. В них отстаивается и утверждается определенная позиция художника, художника яркого, самобытного, и это не могло не привлечь внимание.

Читайте также: