Легальная сторона болванки

Государство определило организацию, которая будет осуществлять сборы за копирование музыкальных альбомов и фильмов в личных целях

20 СЕНТЯБРЯ в Росохранкультуре прошло заседание комиссии, рассмотревшей заявки двух организаций на получение государственной аккредитации на сбор и выплату вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм (музыкальных альбомов) и аудиовизуальных произведений (фильмов) за их воспроизведение (копирование) в личных целях. Подробнее об этой норме закона и о претендентах на аккредитацию в данной сфере читайте в прошлом номере Billboard.

По итогам заседания комиссия порекомендовала дать государственную аккредитацию Российскому Союзу Правообладателей (РСП). После того как руководитель Росохранкультуры Александр Кибовский утвердит это решение своим приказом, можно будет говорить о том, что завершено строительство фундамента полноценной юридической структуры, защищающей права и интересы всех российских авторов, исполнителей, артистов и других творческих работников. Этот процесс начался еще в конце 2008 года введением в действие IV части Гражданского кодекса РФ. Одно из ключевых положений ГК — статья о государственной аккредитации обществ по коллективному управлению правами. Она позволяет им представлять интересы не только творцов, прямо выразивших на это свое желание, но и всех тех, с кем у данной организации не подписан прямой договор. Закон определяет несколько сфер, где такая аккредитация может быть предоставлена.

Не секрет, что РАО, ВОИС и РСП работают в режиме плотного сотрудничества. Они ежедневно повышают качество своей деятельности и дополняют реестры произведений и правообладателей, поэтому прямой обмен информацией и опытом — преимущество, безусловно, перевешивающее гипотетический конфликт интересов на почве постоянного взаимодействия менеджмента трех этих организаций.

Остро стоит проблема ожесточенной критики со стороны общественности, точнее, определенных сил, манипулирующих мнением широких масс. Разумеется, реальных недоработок хватает, добиться неукоснительного соблюдения интересов абсолютно всех артистов и авторов невозможно даже в самых развитых странах. В России же многие организации по — прежнему заняты более насущными, как им кажется, заботами, чем защита прав создателей интеллектуальной собственности. Чего хотят добиться ярые критики: чтобы все общества выжидали до тех пор, пока на рынке не будет наведен полный порядок? Очевидно, что это может произойти только в ходе работы и накопления реального опыта. До сих пор коллективные общества иногда вынуждены действовать методом «проб и ошибок», но при этом они функционируют строго в рамках закона. Ведь государственная аккредитация подразумевает не только дополнительные возможности и полномочия, но и весьма строгий контроль.

Кроме того, нельзя забывать и про объективный критерий, позволяющий оценить качество работы всех коллективных обществ: объем собранных и выплаченных авторам, исполнителям и артистам средств. По оценке генерального директора РАО Сергея Федотова, общий объем сборов по всем категориям прав к 2011 году при сегодняшних темпах роста составит $250 млн. Эти внушительные средства способны оказать реальную поддержку российским музыкантам, артистам и другим работникам творческих профессий, как это происходит во всех развитых странах мира. В отличие, например, от концертных гонораров звезд, которые у нас до сих пор нередко выплачиваются «на руки», данные отчисления облагаются налогом. Это не оставляет сомнений в том, что институт коллективного управления интеллектуальными правами в России необходим, и все проблемы его развития вполне преодолимы при должной поддержке со стороны государства и всей развлекательной индустрии.

Управление правом следования в отношении произведений изобразительного искусства и авторских рукописей литературных и музыкальных произведений. Автор, продавший оригинал картины или рукописи, имеет право при каждой последующей публичной перепродаже своего творения получать вознаграждение в установленном размере. В этой области росохранкультура аккредитовала общество УпрАВИС (партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства) в декабре 2008 года.

Управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, а также осуществление прав композиторов получать вознаграждение, если их работы входят в состав аудиовизуального произведения, публично исполняемого или сообщаемого в эфир и по кабелю. Эти две нормы, непосредственно связанные между собой, позволяют получать гонорар тем композиторам, чьи музыкальные работы исполняются публично или транслируются в эфире (как сами по себе, так и в составе кино — и телефильмов). В этой сфере аккредитация в августе 2008 года была предоставлена рАо (российскому Авторскому обществу). Кстати, если вам нужнo купить категорию А по низкой цене — смело переходите по ссылке ранее.

Осуществление прав исполнителей, а также изготовителей опубликованных в коммерческих целях фонограмм на получение вознаграждения за их публичное проигрывание и сообщение в эфир или по кабелю. Эта норма защищает интересы музыкантов и певцов, исполняющих чьи — либо произведения, и компаний (лейблов), которые записывают и выпускают их альбомы. В данной области существовала серьезная конкуренция между несколькими организациями, и комиссия росох — ранкультуры заседала дважды, прежде чем в августе 2009 года аккредитацию получило общество ВоИС (Всероссийская организация Интеллектуальной Собственности).

Читайте также: