Идея концентрирования — приемы

Разумеется, идея концертирования по-разному реализуется в одночастных пьесах для группы солистов с оркестром, но заметим, что всегда на первом плане один тип соревнования, одна форма диалога.


визитки в Твери

Например, в Партите Кш. Пендерецкого для клавесина, электрогитары, бас — гитары, арфы и контрабаса с оркестром все солирующие инструменты равноправны, хотя, может быть, клавесин выступает как инициатор, лидер в группе концертино. При этом данные инструменты не просто солируют, но именно соревнуются между собой, и в этом соревновании рождается естественная вариационная композиция. В Концерте для трубы, фортепиано, виброфона и контрабаса с оркестром А. Эшпая основной диалог и соревнование идут не между отдельными солистами, а между группой солистов и оркестром. Группа солистов выступает здесь как джазовый ансамбль и противопоставляет он средства выражения, свои языковые приемы средствам выразительности большого оркестра. Данный тип соревнования, более специфичный для облика кончерто гроссо в прошлом и подчеркнутый автором в заголовке ("кончерто гроссо"), явно отличается от концертирований в пьесах Кш. Пендерецкого и Р. Щедрина. Таким образом, кончерто гроссо как циклической композиции с мобильностью составов и солистов в каждой части присущ широкий арсенал приемов диалога и соревнования. В таком разнообразии приемов концертирования и заключается суть концепции кончерто — гроссо. В пьесах для группы солистов с оркестром более характерна демонстрация одной формы концертирования, одних приемов соревнования, но непременно с исчерпывающей полнотой, вплоть до вытекающей отсюда определенной программностью, сюжетности и даже сценичности музыкального диалога — действия.

Читайте также: